Чтобы окраска автомобиля была красивой и долговечной, важно придерживаться технологии. Самое важное место в ней занимает его величество грунт. Он отвечает практически за все функциональные характеристики лакокрасочного покрытия:
- адгезию, то есть прочную «склеиваемость» слоев разных материалов;
- защиту от коррозии;
- выравнивание поверхности.
А поскольку «работать» грунт должен с разными материалами, то не существует одного универсального состава.
На этапе конвейера для грунтования кузова применяют сложный многокомпонентный технологический процесс
После окончательной формовки кузов тщательно моют и обезжиривают. Цель — удалить все возможные загрязнения, которые, вероятно, попали на металл в процессе изготовления. После этого будущий автомобиль проходит такие этапы:
- Фосфатирование. На заводах для этого есть специальные ванны. Кузов погружается в них целиком. На поверхности металла образуется очень тонкая пленка из фосфатов цинка и железа. Это идеальная долгосрочная защита от коррозии.
- Водоразбавляемая грунтовка с антикоррозионными добавками. Суть технологического процесса — катодное (катафорез) или анодное (анафорез) осаждение. Катафорез работает лучше, поэтому он используется в подавляющем большинстве установок. В результате обработки поверхность покрывается равномерным слоем грунта толщиной порядка 20 мкм. Причем он имеет одинаковую толщину и на горизонтальных, и на наклонных поверхностях, в швах и возможных трещинах.
- Выравнивающий грунт. После высокотемпературной сушки поверхность выравнивают с помощью отдельного состава. Он не обладает антикоррозионными свойствами, но замечательно нивелирует неровности и прочие дефекты предыдущих этапов. На него краска ляжет ровно и очень прочно соединится с деталью.
Понятное дело, что при ремонте кузова повторить этот техпроцесс невозможно. В этих случаях промышленность предлагает другие типы материалов.
Виды автомобильных грунтов для ремонтных работ
Грунтовочные составы для ремонтных работ разделяют на два принципиально отличающихся типа:
- Праймеры — образуют первичный слой, защищающий от коррозии и обеспечивающий сцепление (адгезию) высокой силы.
- Филлеры — наполнители, используются для выравнивания незначительных погрешностей и предотвращения сколов краски.
Состав и назначение праймеров
Первичные грунты наносятся на открытый металл. Их еще могут называть адгезионными, антикоррозийными, травящими. Он наносится очень тонким слоем. Благодаря этому при растрескивании покрытия ЛКМ вследствие эксплуатационных нагрузок, выдерживаемых тонколистовым металлом кузова, грунт проявляет высокую эластичность и препятствует появлению ржавчины.
Выделяют следующие типы праймеров:
- Кислотные составы на основе поливинилбутираля (PVB). Выпускаются в виде одно- и двухкомпонентных составов. Ортофосфорная кислота выступает катализатором процесса, что и способствовало такому названию. В результате на поверхности кузова образуется фосфатная пленка, свойства которой схожи с заводским аналогичным грунтом. Совместимость с практически любыми металлами делает этот грунт очень популярным. Важно помнить, что наносить шпатлевку поверх таких грунтов категорически запрещено. Она сама является реактивной и разрушает защитный слой.
- Эпоксидные. Благодаря толстому слою становятся физическим барьером на пути воды и кислорода. Благодаря этому у ржавчины не остается никаких шансов. Главная задача этого грунта — защита металла под слоем шпатлевки, а самой шпатлевки — от разбухания из-за микрокапиллярного попадания воды с обратной стороны детали.
Праймеры по пластику — это уже совершенно другие материалы. Небольшая концентрация серебряного пигмента позволяет контролировать покрытие.
Типы и назначение авто филлеров
В ремонтных мастерских этот грунт намного важнее, чем на этапе производства. Он идеально сглаживает дефекты шлифовки, переходы между разными участками поверхности, например, металлом и шпатлевкой или первичным слоем краски.
Вторая функция — защита от контакта с агрессивными компонентами лакокрасочных покрытий.
Обычно это акриловые составы двухкомпонентного типа:
- Шлифуемые — наносятся достаточно толстым слоем, что позволяет выполнить механическую шлифовку на 30-40 микрон.
- Нешлифуемые — используются для работы «мокрым по мокрому». То есть когда красить деталь будут сразу после нанесения грунта. Обычно обладают великолепной текучестью с образованием ровной гладкой поверхности. На банках указывают такие обозначения - «Wet on wet», «w/w», «non sanding».
- Толстослойные — обозначаются как «high build» и позволяют нанести слой в 250-300 мкм вместо стандартного 100-150 мкм. Удобны при ремонте больших деталей и позволяют их отдельно не шпаклевать.
- Колеруемые грунты — состав допускает внесение красящего пигмента. Это сокращает расход основного ЛКМ, повышает плотность и однородность окрашивания. А если вдруг случится скол краски при эксплуатации, он будет практически незаметным.
- В баллончиках — идеальны при ремонте малых участков или случайном повреждении небольших площадей основного грунта при механической обработке.
- Грунты-изоляторы несовместимых покрытий или силеры — необходимый помощник, если состав и свойства старого ЛКМ мастер не знает.
Любой из автомобильных грунтов вы можете купить в нашем интернет-магазине. Выбирайте качественную продукцию достойных производителей.